Суббота, 20.04.2024

"В память Русского Уайтхеда" - торпедной пристрелочной станции
России и СССР,
и
в честь его возрождения
 и
  100-летнего юбилея
 жизни !

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
К 100-ЛЕТИЮ РУССКОГО УАЙТХЕДА
Сжатые личные воспоминания.  
1957 год.


В сентябре 1957 года
 был в очередной раз командирован в город Феодосия, в поселок Орджоникидзе на хорошо знакомый участок подготовки приборов управления и регистрации.(Фото поселка из [1]).
В то время там готовились приборы для установки в опытную перекисно-водородную торпеду ДБСТ, главным конструктором которой являлся В.С. Осипов.
Сюда я был направлен по указанию директора НИИ-400 А.М. Борушко,  которого об  этом официально просило руководство Ломоносовского филиала НИИ в связи с необходимостью временной замены своего сотрудника, руководившего работой этого участка.
Кроме руководства участком, мне следовало, по указанию своего непосредственного начальства, (Шестопалова И.Т. И Калитаева В.А.) обеспечить техническую подготовку торпеды ДБСТ для использования ее с макетом креновыравнивающего прибора, изготовленного на основе авиационной гировертикали.
  Документация на этот прибор была мной разработана в НИИ-400, и теперь ожидалось доставка этих приборов на испытания.
Прибыв в Феодосию, сразу же поселился в гостинице "Астория", где первые дни жил в многоместном номере, а затем устроился в одиночном на верхних этажах.
На заводе явился на участок и принял его у своего знакомого, Славы Сафонова, который уехал отсюда на какое-то время по семейным обстоятельствам. Особых изменений в городе и поселке не запомнил, разве, что с поселком начинало налаживаться регулярное автобусное сообщение, да и город начал заметно застраиваться многоэтажными кирпичными зданиями.
 Появился в городе музей А. Грина.
 Очень к месту, и понравился.

На сей раз на участке в основном работали регулировщики с киевского завода № 308, обслуживающие приборы, которые завод поставлял для этой торпеды.
Народ был приятный, работящий, и в основном, знакомый мне по Киеву, где в командировках бывал не мало. Особенно запомнилась пара Утюжей.
Пожилой (в моем тогдашнем понимании) отец, помимо своей непосредственной работы, строго следил, как выполняет мои задания и как себя ведет его сын, (16 - 17) - летний мальчик. Пара была трогательной. 
Через пару - другую лет, когда в Киеве мальчик трагически погиб, весь наш коллектив был потрясен и скорбел вместе с киевлянами.

Через месяц–полтора участок пополнится также нашими ленинградскими рабочими, которые прибудут сюда с комиссией Р.В. Исакова для подготовки проверок работы нового поколения приборов - электромеханических , проектируемых для вновь создаваемых противолодочных торпед.
В числе этих приборов, в основном для управления торпедой в вертикальной плоскости, будет также испытываться вышеупомянутый креновыравнивающий прибор на основе гировертикали, а также некоторые другие устройства, над созданием которых я работал в отделе НИИ.
До прибытия комиссии Р.В. Исакова я был занят только обеспечением испытаний торпеды ДБСТ: подготовкой приборов на участке, прокачкой торпеды перед выстрелом, анализом испытаний.
Система управления этой торпедой была мне хорошо знакома. На ДБСТ она  была целиком перенесена с торпеды ТАН-53, с которой я уже работал до этого несколько лет.
Даже система креновыравнивания, в то время принципиально новый вид управления на торпедах с винтомоторной группой, была перенесена на ДБСТ с ТАН-53, правда с упрощенной и более надежной конструкцией механизма рассогласования горизонтальных рулей торпеды.
 Однако после прибытия  комиссии Р.В. Исакова у меня работы прибавилось.
На одной – двух торпедах ДБСТ предстояло в цеховых условиях переделать систему креновыравнивания, спроектированную на основе пневматического гироскопичечкого прибора 811.02, на систему с макетом прибора на основе электрической гировертикали.
Для этого предстояло произвести специальную доработку некоторых механических узлов, элементов пневматической и электрической схемы торпеды. Об этом у моего непосредственного начальника В.А. Калитаева имелась предварительная договоренность с главным конструктором В.С. Осиповым.
В.А. Калитаев прибыл на испытания в составе комиссии Р.В. Исакова.
На подготовку мне отводилось две - три недели, а если не успею в этот срок уложиться, то неизвестно, когда еще появится возможность проверить новый принцип креновыравнивания торпед,  который нам представлялся тогда весьма перспективным.
Работать мне пришлось крайне напряженно: сложные элементы новой воздушной магистрали, новые монтажные электросхемы, и другое необходимое, я выполнял в виде эскизов, по которым тут же, после их визирования В.А. Калитаевым и В.С. Осиповым, выполнялось изготовление, под моим наблюдением и при моем участии рабочие выполняли демонтаж старых и сборку новых узлов, производилась тут же гидравлическая опрессовка новых линий и проверка их на укупорку воздухом необходимого давления, и  другие необходимые работы. 
Наконец, в один поздний вечер одна из торпед была полностью подготовлена для выполнения контрольной прокачки новой системы, которую должны были выполнить на другой день с утра.
В тот же день планировалось ее испытать в море.
Поздно вечером я уехал с завода в город, с тем, чтобы утром сюда вернуться и произвести необходимые работы. Однако, ввиду непредвиденных обстоятельств, я это сделать не смог, и у рулей торпеды на другой день встал В.А.  Калитаев, который САМ начал демонстрировать В.С. Осипову и коллективу работу новой системы.
Какое же у присутствующих появилось возмущение, ужас, и смех (у кого что!), когда все увидели, что созданная нами (точнее мной лично) система вместо того чтобы работать на устранение крена - его создает!!!
Я смог появиться в цеху во второй половине дня и мне все это безобразие было продемонстрировано!
За все время, пока меня в цеху не было, ни Владислав Александрович, и никто другой, так и не смогли отыскать способ как исправить ошибку(!) с тем, чтобы в ближайшие дни произвести выстрел этой торпедой с какой угодно системой - с новой (будь она неладна!), или со старой.  Дело в том, что изменить полярность перекладки рулей у пневмомеханической системы (какой была система управления торпеды ДБСТ) много сложнее, чем в электрических системах, где достаточно, например, сменить полярность контактов! 
Скандал!
В.С. был уверен, что если бы В.А. меня не сменил на прокачке, то этой бы торпедой уже бы сегодня бы выстрелили, вследствие чего авария и потеря торпеды были бы неизбежны!
Возможности исправить  положение я также весь день не находил, и поэтому попросил, чтобы мне с этой торпедой оставили наедине на ночь.
Когда на следующий день утром  на приборный участок явился народ, я смог предъявить коллективу гировертикаль переделанную мной в течение прошедшей ночи. 
Испытание перекисной торпеды ДБСТ с макетом нового креновыравнивающего прибора было проведено в этот же день с положительным результатом. Все закончилось благополучно.
Так, впервые в отечественном торпедостроении был испытан электрический гироскопический прибор.
До указанного выстрела в декабре 1957 года, в торпедах применяли только пневматические гироприборы. (В 1894 году Обри создал гироскоп курса с пружинным запуском).
Также впервые был испытан электрический гироприбор в качестве датчика системы креновыраванивания, управляющий торпедой относительно земной вертикали места.
В ближайшем будущем все гироприборы в торпедах будут только электрическими.
На основе серии испытаний макета креновыравнивающего прибора на основе гировертикали (регистрирующего прибора АГИ - АГБ), спроектированного мной в Ленинграде и затем откорректированного на испытаниях, мной же был разработан прибор КВП, затем после передачи техдокументации по приборам киевскому заводу № 308, названный УКВП (универсальный креновыравнивающий прибор).
На основе этих приборов мной же, под общим руководством В.А. Калитаева, был разработан эскизный проект системы креновыравнивания и системы управления по курсу для очередной перекисно-водородной торпеды, ССТ.
В дальнейшем, кроме торпеды ССТ этот прибор был применен на торпедах ССТ-1, МГТ-3, 53-65К, и на ряде других.
В приборе УКВП принципиальных изменений гиросистемы и съема сигнала не делалось, хотя другие изменения вносились.
Здесь следует также отметить, что причиной вышеописанной конструктивной ошибки макета прибора являлась ошибка, допущенная в  торпедной технической документации.

Конечно, кроме рабочего, цехового быта, возобновились мои феодосийские привычки в части свободного, нерабочего, времяпровождения. Выходные я старался проводить на Кара-Даге.
Крымская осень, как всегда, была сухой и солнечной, а горные путешествия и спуски к морю создавали отличное настроение и самочувствие на всю рабочую неделю.

(На фото, крайний справа, будущий нач. опытного цеха завода, Успенский)
В отличие от прошлых лет, когда по Кара-Дагу бродили энтузиасты-одиночки, вроде И.И. Третьяка, с небольшими группами командировочных и заводчан, теперь туда регулярно отправлялись большие группы молодежи, поскольку число испытываемых торпед возрастало и их обслуживало все большое количество молодых специалистов.
Я совершил туда также несколько походов в составе довольно больших групп, но эта командировка больше мне запомнилась путешествием по Крыму в октябрьские праздники.
Почему-то в этот год так получилось, что нам предстояло в праздник Революции целых четыре дня провести на свободе! Случай до этого небывалый!
В последний рабочий день у всех в цеху и на моем участке настроение было приподнятое и праздничное. С завода по домам все отправились на пару часов раньше, сдав предварительно, специально назначенным дежурным, все производственные помещения.
По пути из поселка к дому в Феодосию спонтанно сформировалась группа не желающих на праздники возвращаться домой в город, а желающих немедленно отправиться в путешествие по Южному Берегу Крыма. Желание было выполнено тут же, на Феодосийском базаре, где удалось для начала зафрахтовать грузовик, перевозящий фрукты.
Более подробно об этом путешествии сообщено в [12].
В тот же день группа через Симферополь добралась до Алушты, где в одной из гостиниц мы провели ночь и на следующее утро встретили праздник октября.
Далее в остальные праздничные дни умудрились осмотреть основные достопримечательности Южного Берега и без опоздания приступить к работе на заводе по окончанию праздников.
Удивительно!
До чего тогда было  просто путешествовать по таким "элитным" местам, куда в ХХI веке с пустым карманом и близко- то не подойдешь!
За четыре дня на обычных рейсовых автобусах, мы смогли объехать все знаменитое Южное побережье.



Останавливались в Гурзуфе, в Ялте, в Алупке, и еще много где. Посещали сады, музеи, дворцы, лазали в горы, любовались морскими видами, побывали  в знаменитом Никитском Ботаническом саду, осматривали дворец, в котором в 44-ом проходила Ялтинская Конференция Сталина, Рузвельта и Черчилля, видели дворец, в котором проходили съемки кинофильма «Веселые ребята» с Леонидом Утесовым и Любовью Орловой, и многое другое.

В том году какой-то чиновник "наверху" решил, что помногу времени в командировках инженеры тратят ради своего удовольствия, дабы за государственный счет "кайфовать" в Крыму и на других курортах.
Поэтому был принят закон – тем, которые в командировке на одном месте проводят больше двух месяцев - размер командировочных выплат сокращать вдвое!
Другим способом их из командировок просто не выгнать!
Пришлось на всех командировочных документах, еще до истечения этих двух месяцев, ставить штамп выбытия из города Феодосия и командировки в город Керчь, а затем ставить штамп выбытия из Керчи для новой командировки в Феодосию.
Нарочный с кипой наших командировок отправлялся в воинскую часть в Керчи, с которой у нас были налажены хорошие отношения, и там эти бумаги оформлял соответствующим образом, после чего он возвращался в Феодосию.
Закончился 1957 год, закончилась очередная командировка в «Богом данную» (перевод с древнегреческого названия Феодосии).
Случайно, одна прекрасная девушка подарила мне (я тогда был еще не очень старый) листок с песней, часть слов из которой, я помню:
«Морями теплыми омытая
Людьми и богом позабытая
Ты нам родная Феодосия
Любовь к тебе храним!
Мы каждый год с тобой прощаемся!
Но непременно возвращаемся
…..»,
и что-то еще, не помню.
Ну, год не год, а через 23 года (число «20» носит здесь для автора магический оттенок), я сюда вернусь снова, и затем надолго уже уезжать сразу не буду.
Архив записей
CopyrighRUSSKIY_UAYTKHED© 2024
 
К юбилею 11 февраля - "70 лет рождения" разработчика
торпед и мин
для Военно-морского флота:
концерна "Морское подводное оружие - Гидроприбор"
(когда-то: НИИ-400)

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz